Кто станет главным "опером" Львова: кандидаты и их профайлы

На должность руководителя Львовского театра оперы и балеты им. Соломии Крушельницкой есть семь кандидатов. Сейчас театр возглавляет Тадей Эдер. Он занимает директорское кресло с 1998 года. 73-летний Эдер участия в конкурсе не принимает. Об этом сообщает министерство культуры. Конкурс должен завершиться не позднее 11 марта 2017 года.



В конкурсе принимают участие только мужчины. Старейшим является 59-летний Василий Вовкун, самый молодой – 34-летний Евгений Лавренчук. Все, кроме Александра Драгана, родились во Львове или Львовской области. Четверо работают во Львовской опере.

ZAXID.NET собрал сведения о всех претендентов на должность. Напомним, что все заинтересованные лица в течение семи дней со дня обнародования сведений о кандидатах (до 20.02.2017) могут подавать предложения и замечания относительно кандидатуры на электронную почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (с пометкой «предложения и замечания»), которые будут переданы конкурсной комиссии.

По результатам жеребьевки в состав комиссии вошли: представитель ОО «Ассоциация культурно-спортивного развития» Роман Кириченко, представитель ОО «Всеукраинское объединение субъектов авторских и смежных прав «Оберег» Станислав Моисеев и член Национального всеукраинского музыкального союза Николай Трофимов. На собрании театр выдвинул три кандидатуры: два профессора Львовской национальной музыкальной академии имени Николая Лысенко Иван Юзюк и оперная певица Людмила Божко, оперный певец, солист Киевской оперы Сергей Магера. Осталось узнать имена членов комиссии от Минкульта.

Согласно закону конкурсная комиссия состоит из девяти членов. В ее состав должны входить представители трудового коллектива, общественных организаций в сфере культуры соответствующего функционального направления и органа управления (по 3 человека).


Роман Ковальчук является солистом Львовского оперного театра. Он родился в 1968 году в селе Бучина на Львовщине. Учился в Львовской консерватории. Работал артистом миманса сначала в Киевском театре оперы и балета, впоследствии во Львове. С 2000 г. - солист театра оперы и балета во Львове.

Был внештатным советником главы Львовской областной рады. Также избирался депутатом Львовского областного совета и возглавлял (2013-2015 г.) постоянную депутатскую комиссию по вопросам культуры, духовного возрождения, архитектурного наследия и средств массовой информации.

Кстати, среди многочисленных певцов, которых выбирали в ряды депутатов областного совета был единственным представителем оперного пения.

Жизнь и творчество Олега Петрика так же связана с Львовской оперой. Он родился в 1977 году во Львове. Имеет четыре высших образования: юрист (ЛНУ), педагог-репетитор (Киевский факультет хореографии Международного славянского университета), балетмейстер-постановщик (Киевский факультет хореографии Международного славянского университета) и финансист (Львовская коммерческая академия).

Во Львовском национальном академическом театре оперы и балета имени Соломии Крушельницкой работает с 1995 года. Является президентом творческого союза «Премьера», заместителем заведующего кафедрой, профессором ЛНУ.

Орест Щудло родился в 1971 году во Львове. Учился в средней специальной музыкальной школе-интернате им. С. Крушельницкой, где получил аттестат о среднем образовании по специальности «скрипка» и в Высшем государственном музыкальном институте им. М.Лысенко. Учился во Львовском государственном финансово-экономическом институте, где получил диплом о полном высшем образовании по специальности «Финансы».

В 1989-1990 гг. занимал должность руководителя кружка вокально-инструментального ансамбля «Родник» при Центре творчества детей и юношества Галичины (Львов). С ноября 2011 года по настоящее время занимает должности: директора БУ «Представительства» ПАО «Искра», члена Правления ПАО «Искра», члена Наблюдательного Совета Fabryka Zarowek HELIOS Sp. z o.o., м. Катовице, Польша.

Евгений Лавренчук родился в 1982 году в Львове. Режиссерский дебют Лавренчука состоялся в 16 лет. В 2003 году окончил Российскую академию театрального искусства (мастерская Романа Виктюка) по специальности «оперный режиссер», затем - высшие курсы хореографии в Университете им. Марии Кюри-Склодовской (Люблин, Польша), Высшие курсы режиссеров игрового кино (Москва).

В 2002 году основал Польский театр в Москве, которым руководил 12 лет. Является соучредителем «Школы актерского мастерства и режиссуры». В конце 2015 года покинул Россию. 9 августа 2016 года получил звание «Выдающийся Деятель Культуры Государства Израиль».

Олег Федик родился во Львове в 1974 году. Учился в Оброшинській ДМШ на ударных инструментах. Закончил консерваторию им. М. Лысенко по классу ударных, параллельно работал в оперной студии (1991-1996 гг.).

С 1994 г. по 1997 год работал преподавателем ударных инструментов в ДМШ N24 в г. Львове. В Львовский оперный театр пришел в марте 1995 года. Службу в армии проходил в оркестре штаба ПРИКВО.

В театр вернулся в 1997, где до сих пор работает артистом оркестра. Параллельно получил специальность «менеджмент Организаций». 3 мая 2014 г. стал членом ГО «Рабов до раю не пускают».

Василий Вовкун родился в 1957 году в с. Мацошин на Львовщине. Учился в студии при Львовском академическом украинском драматическом театре им. М.Заньковецкой (актер). Был актером Винницкого украинского музыкально-драматического театра им. М.Садовского. Окончил актерский факультет Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпенко-Карого.

Работал актером в Черновицком украинском музыкально-драматическом театре им. А.Кобылянской, в Киевском театре-студии «Будьмо!». С 1994 года - главный режиссер - постановщик Украинского государственного центра культурных инициатив Министерства культуры Украины, основатель и художественный руководитель режиссерской мастерской «Художественное агентство «Арт Велес».

В 2006-2007 гг. - заместитель председателя Национального совета по вопросам культуры и духовности при Президенте Украины. 2007-2010 – министр культуры.

Сейчас является художественным руководителем Львовского театра оперы и балета. Является постановщиком более 325 культурно-художественных событий.

Александр Драган родился в 1981 году в селе Трофанівка (Ивано-Франковская область). В 2005 году окончил Львовскую государственную музыкальную академию имени Николая Лысенко по специальности дирижер хора. Кандидата искусствоведения. Во время учебы в 2001 -2003 годах - работал дирижером народного мужского хора «Орфей», Национального университета «Львовская политехника».

Был артистом хора и хормейстером в Львовском муниципальном мужском хоре «Гомон», дирижером в заслуженной академической хоровой капеллы Украины «Трембита».

С 2009 по сегодняшний день – генеральный директор Хмельницкой областной филармонии. С 2007 по 2009 годы был студенческим мэром Львова.

Стоит отметить, что Министерство культуры Украины объявило конкурс на должность генерального директора – художественного руководителя Львовского национального академического театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой 12 января.

Документы на участие в конкурсе можно было подавать до 10 февраля 2017 года, информирует пресс-служба ведомства.

Согласно принятого Верховной Радой закона 2669-Д, всех работников культуры переведут на контрактную систему. Прежде всего изменения касаются избрания всех руководителей учреждений культуры на конкурсной основе. Раньше объявления конкурса было возможным, но не обязательным. Теперь конкурс обойти невозможно. Обязательным условием для заключения контракта, среди прочего, является программа развития учреждения культуры.

Контракт подписывать на 5 лет. Одно и то же лицо сможет занимать эту должность не более двух сроков подряд, то есть 10 лет. Такие ограничения касаются руководителей государственных или коммунальных театров, библиотек, музеев и историко-культурных заповедников.

С 1998 года и до сих пор гендиректором Львовской оперы является Тадей Эдер.

Тем временем в комментарии «Ратуши» дирижер Львовской оперы Мирон Юсипович рассказал: далее театр существовать так не может. Нужно перестроиться и сделать реформу так, как в Европе, чтобы были реальные изменения, убежден оперный дирижер. «Эта реформа предложенная депутатами, — это чистой воды политический пиар. Контрактная система, которую протянули, является нарушением прав человека, и она ничего в деятельности не меняет. Де-факто, людей с бессрочной работы в театре перевели на срочную сделку, укороченную, а это мгновенно повысило коррупцию, потому что руководитель получает в руки рычаги, — говорит Мирон Юсипович. — Кроме этого возникают и другие проблемы, — старое руководство успело вести эти контракты и продолжить их ключевым лицам, руководителям творческих цехов. То есть, если бы теперь пришел новый, адекватный, с новыми идеями директор, то ему «вручают» уже сложившийся коллектив».

Следовательно, по мнению дирижера, неправильно проходит набор конкурсной комиссии: «Всего девять человек в комиссии. Трое кандидатов из министерства, которые будут тянуть свою линию, трое от коллектива театра, как решилось на собрании и это люди, которых я знаю лично, они тоже будут отстаивать позицию министерства. И еще трое по жребию, они на уровне Киева. По моему мнению, не такая должна быть комиссия. Первое, кто имел бы выбирать нового руководителя, — это коллектив».

Также Мирон Юсипович отметил, что сейчас во Львовской опере творческий застой, по сравнению с другими городами. «Если сравнивать, например, с Одессой или Харьковом, то в Одессе за пять лет 25 премьер, восемь больших оперных спектаклей, а у нас за последние пять лет одна «Волшебная флейта», которую я поставил.

Да, конечно, театр блестит, туристы приходят, но в творческом плане упадок... Этот директор, который сейчас пойдет, он, по сути, оставляет за собой разруху, — отмечает господин Юсипович. — Однако ресурс в опере есть замечательный, в связи с повышением зарплаты пришло много новых людей. На моей памяти, а я работаю более 30 лет, еще не было такого сильного контингента, который есть сейчас в оркестре и хоре. Балет, в это же время, имея высокие зарплаты, разбегается, потому что людей не удовлетворяет творческий застой. Здесь нужен прагматик, менеджер и очень сильный человек по характеру».

 

Текст украънською мовою тут

Обновлено (17.02.2017 15:22)